.1. Организация детских видов деятельности на основе современных технологий, методов, программ, методик
Таблица № 2. Организация детских видов деятельности на основе современных технологий, методов, программ и методик
Название технологий, методов, программ и методик. |
Обоснование выбора технологий, методов, программ и методик. |
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Звонкий голосок" |
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым полноценным членом общества, нашедшим свое место в жизни. Для этого человек должен быть индивидуальностью, личностью. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Информация о кружке "Звонкий голосок" на официальном сайте детского сада |
Здоровьесберегающие технологии |
Помогают развивать способности детей, укреплению здоровья и являются одним из средств физического здоровья Это: Игровой самомоссаж Валеологические песенки Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика. Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильных произношений звуков в пении и выразительной дикламациии стихотворного текста. Игровое распевание, игры и упражнения, развиващие речевое и певческое дыхание, развивающие игры с голосом, речевые загадки, речевые игры и упражнения. |
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми |
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми обеспечивает развитие личности, поддерживает индивидуальную неповторимость. Предоставляет свободу способов самореализации личности, а так же путь к самостоятельному творческому поиску. |
Исследовательская деятельность |
Исследовательская деятельность стимулирует развитие интеллектуально- творческого потенциала дошкольника, через развитие и совершенствование исследовательских способностей ( изучение звуковых возможностей различных предметов, музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения ( поиск различных вариантов звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает памятьи ребенка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становиться стимулом личностного развития ребенка |
Информационно-коммуникативные технологии |
Информационно-коммуникативные технологии усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как: - Источник обучающей информации; - Наглядное пособие; - Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение; - Средство подготовки выступлений, развлечений. Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. С помощью ИКТ реализуются следующие задачи: - развитие музыкальных способностей дошкольников; - дополнение слуховых впечатлений и представлений детей; - активизация и развитие эмоционального восприятия музыки; - формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности. Использования презентаций по видам музыкальной деятельности.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного музыкального занятия - принцип привлекательности. Дети, опираясь на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические умозаключения, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Таким образом, организуется единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности малышей. Познавательно – исследовательская деятельность на музыкальных занятиях |
Развивающее проблемное обучение |
Технологии проблемного обучения предлагают такую организацию учебно- воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. |
Игровые технологии |
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. |
Программы музыкально- ритмического развития
Программа «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной
Программа музыкально-ритмического развития детей раннего возраста «Топ, хлоп малыш» А.И.Бурениной, Т.Н.Сауко |
С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру посредством гармоничного движения и красивой музыки. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее логично и естественно могут быть отражены в движении. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-творческие понятия, развить чувство ритма, музыкальный слух, память, активизируют восприятие музыки. Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического развития. Они совершенствуют двигательные навыки, способствуют улучшению дыхания, кровообращения, укрепляют мышцы, вырабатывают умение владеть собственным телом. Большая значимость решения проблемы творческого, эстетического, физического, а в целом - психического развития послужило поводом обратиться к работе по программам музыкально-ритмического развития Используемые музыкально-ритмические композиции по программе А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» можно применять в разнообразных формах музыкальной деятельности – занятиях, утренниках, развлечениях, комплексах общеразвивающих упражнений. Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента. Буренина "Ритмическая мозаика" Танцевальные движения, пляски, игры, используемые мною на основе программы музыкально-ритмического развития детей раннего возраста «Топ, хлоп, малыш» А.И. Бурениной, Т.Н.Сауко пробуждают у малышей 2-3 лет эмоциональный отклик на музыку, снимают эмоциональное напряжение ребенка, укрепляют различные группы мышц. Результаты. Достижения детей:
дети старшего дошкольного возраста отличаются эмоциональным поведением, способны выражать эмоции в танцах, выполняют последовательность танцевальных движений в композиции |
Программа «Камертон» Э.П.Костиной |
Программа «Камертон» Э.П.Костиной направлена на развитие у воспитанников вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства, а это та сфера, в которой каждый ребенок может выразить себя. Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Благодаря приобщению детей к классической, народной и эстрадной музыке я совершенствую систему представлений, знаний детей и их родителей в этой области творчества, что, несомненно, духовно их обогащает. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. В основу методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Результатом использования данной программы в работе вокальной студии «Звонкий голосок» является то, что:
Совершенствование певческих и исполнительских навыков, о чем свидетельствуют победы и активное участие детей в конкурсах различного уровня (приложение 1.2.) |
Программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» |
Использование программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» предполагает накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости, что является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Результатами моей работы с детьми стали проявления детей в совместной музыкальной деятельности: -дети активно вовлечены в активную творческую музыкальную деятельность, эмоционально отзывчивы; - отмечается положительная динамика в развитии эмоциональной отзывчивости: умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием; дети легко узнают знакомую музыку, различают ее по характеру и по простейшим жанрам (марш, пляска, колыбельная), умеют выразить музыкальные впечатления от восприятия музыки словами, в музыкальных инсценировках движением, пластикой. Значительно возрос интерес детей к слушанию музыкальных произведений - положительным результатом в своей работе считаю совместное участие детей и родителей в праздниках, утренниках, проводимых в ДОУ |
Проектная технология |
Проектная технология позволяет объединить уже накопленный мною педагогический опыт по приобщению детей к музыкально-творческой деятельности через реализацию комплексного подхода, вовлекая в этот процесс детей, родителей и педагогов детского сада. Кроме того, использование проектной технологии в работе с детьми помогает мне решать задачи духовно-нравственного развития, идти от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Результатами моей педагогической деятельности в использовании проектной технологии в работе с детьми стали: -повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах приобщения к музыкально-театрализованной деятельности, симфонической музыке, традициям; - рост активности участия родителей в мероприятиях детского сада;Развивают и обогащают социально-личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Проект «Симфонический оркестр» по приобщению детей к классической музыке |
Технология портфолио педагога |
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Портфолио поощряет активность и самостоятельность педагогов; расширяет возможности обучения и самообучения; развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности педагогов; формирует умение ставить цели, планировать и организовывать собственную профессиональную деятельность; содействует индивидуализации (персонализации) образования и стремлению к успеху и т. п.) |
Дистанционное обучение в ДОУ |
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания. В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. |
Видеопоздравление детей для родителей с праздником