Критерий № 3. Качество применение современных технологий в работе педагога-психолога
Технология с указанием автора |
Обоснование применения технологии |
Результативность применения технологии (позитивные изменения в личности ребенка, связанные с приобретением опыта взаимодействия в разнообразных видах деятельности) |
Е.Железнова «Музыка с мамой» |
- Данная технология способствует мышечному и психологическому расслаблению детей, которые находятся в стрессовом состоянии в период привыкания к новым условиям. - Развивает эмоционально-волевую сферу малыша, необходимой для успешного развития процесса общения.
|
Использование методики Е.Железновой «Музыка с мамой» ведется в течении трех лет. Занятия проводятся в утреннее время ежедневно, когда ребята приходят в детский сад. Дети с легкостью переключаются с расставания с родителями на интересную деятельность. Во время проведения занятия малыши, которые плачут, успокаиваются, сосредотачиваются на занятии. Данная программа зарекомендовала себя как эффективная работа по адаптации детей к новым условиям, к новым взрослых, сверстникам. Анализируя эффективность проведенной работы в течении трех лет, мы сделали вывод, что 90-95% детей младших групп адаптируются в легкой степени, 5-10% в средней степени. Данная методику будет использоваться нами и далее.
|
Технология МАК (Л.Капранова)
|
Технология обладает высокой степенью экологичности, безопасности, результативности в рамках консультирования. |
Метафорические ассоциативные карты используются в работе педагога-психолога Учреждения с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников. В работе с педагогами с целью: - снятия общего эмоционального напряжения; - профилактики профессионального выгорания; - при работе с психосоматическими явлениями; - при проблемах в межличностном взаимодействии в коллективе; - при поиске ресурса, при оказании помощи в преодолении стрессов; - развития интереса к самопознанию, личностному саморазвитию, позитивному восприятию воспитанников; - отработки навыков конструктивного выхода из сложных или конфликтных ситуаций. С родителями (законными представителями) воспитанников МАК используется: - для установления безопасного контакта; - как диагностический инструментарий для изучения личностных проблем или в детско-родительских отношениях; - для поиска эффективного решения существующих трудностей в общении с ребенком и развитии с ним доверительных отношений. Данная работа показала свою эффективность, в связи с чем, планируется использование данной технологии и в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проблемы в эмоциональной сфере. |
Здоровьесберегающие технологии |
Современное общество предъявляет особое требование к укреплению здоровья современного ребенка. Для реализации его в детских садах применяют здоровьесберегающие технологии (т.е. систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития и образования).
|
Технологии сохранения и укрепление здоровья воспитанников (пальчиковая гимнастика, массаж ладошек, дыхательная гимнастика, физминутки, динамические паузы), активизируют, а также помогают детям переключиться с одной деятельности на другую, отдохнуть. Коррекционные технологии (игры с песком, элементы арт-терапии, игротерапии, коммуникативные игры и др.) способствуют снижению психоэмоционального напряжения, коррекции различных нарушений в поведении, помогают в формировании и коррекции познавательных процессов и др. Здоровьесберегающие технологии применяются не только в работе с детьми, но и с педагогами и родителями (законными представителями), что позволяет повысить результативность образовательного процесса, сформировать у значимых взрослых ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. |
Социально-психологические тренинги (Программа И.А. Пазухиной «Давай познакомимся») |
Данная технология направлена на сплочение детского коллектива, развитие и коррекции эмоционально-волевой сферы, обучение бесконфликтному общению. Группы детей формировались по итогам диагностики эмоциональной сферы. |
Занятия в данных группах посещают дети, имеющие такие проблемы в эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, страхи, агрессия, заниженная самооценка. По завершению программы (третий год посещения занятий – дети подготовительной группы) проведено анкетирование родителей, а также проективная методика «Крокодил», согласно которым работа по данной программе показала свою высокую эффективность.
|
Арт-терапия (сказкотерапия) |
Данная технология способствует интеграции личности ребенка в коллектив, развитие его творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
|
В рамках проектной деятельности (программа Развитие), реализуемой в Учреждении на 2022-2025гг., воспитатели всех возрастных групп под руководством педагога-психолога проводят с детьми занятия, включающие элементы сказкотерапии (игры, занятия, чтение, инсценировка, театрализация) в соответствии с календарным планом Программы. |