Серегина Светлана Владимировна

Критерий № 3. Качество применение современных технологий в работе педагога-психолога 

Технология с указанием автора

Обоснование применения технологии

Результативность применения технологии (позитивные изменения  в личности ребенка, связанные с приобретением опыта взаимодействия в разнообразных видах деятельности)

Е.Железнова «Музыка с мамой»

- Данная технология способствует мышечному и психологическому расслаблению детей, которые находятся в стрессовом состоянии в период привыкания к новым условиям.

- Развивает эмоционально-волевую сферу малыша, необходимой для успешного развития процесса общения.

 

Использование методики Е.Железновой «Музыка с мамой» ведется в течении трех лет. Занятия проводятся в утреннее время ежедневно, когда ребята приходят в детский сад. Дети с легкостью переключаются с расставания с родителями на интересную деятельность.  Во время проведения занятия малыши, которые плачут, успокаиваются, сосредотачиваются на занятии. Данная программа зарекомендовала себя как эффективная работа по адаптации детей к новым условиям, к новым взрослых, сверстникам.

Анализируя эффективность проведенной работы в течении трех лет, мы сделали вывод, что 90-95% детей младших групп адаптируются в легкой степени, 5-10% в средней степени. Данная методику будет использоваться нами и далее.

 

Технология МАК (Л.Капранова)

 

Технология обладает высокой степенью экологичности, безопасности, результативности в рамках консультирования.

Метафорические ассоциативные карты используются в работе педагога-психолога Учреждения с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников.

В работе с педагогами с целью:

- снятия общего эмоционального напряжения;

- профилактики профессионального выгорания;

- при работе с психосоматическими явлениями;

- при проблемах в межличностном взаимодействии в коллективе;

- при поиске ресурса, при оказании помощи в преодолении стрессов;

- развития интереса к самопознанию, личностному саморазвитию, позитивному восприятию воспитанников;

- отработки навыков конструктивного выхода из сложных или конфликтных ситуаций.

С родителями (законными представителями) воспитанников МАК используется:

- для установления безопасного контакта;

- как диагностический инструментарий для изучения личностных проблем или в детско-родительских отношениях;

- для поиска эффективного решения существующих трудностей в общении с ребенком и развитии с ним доверительных отношений.

Данная работа показала свою эффективность, в связи с чем, планируется использование данной технологии и в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проблемы в эмоциональной сфере.

Здоровьесберегающие технологии

Современное общество предъявляет особое требование к укреплению здоровья современного ребенка. Для реализации его в детских садах применяют здоровьесберегающие технологии (т.е. систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития и образования).

 

Технологии сохранения и укрепление здоровья воспитанников (пальчиковая гимнастика, массаж ладошек, дыхательная гимнастика, физминутки, динамические паузы), активизируют, а также помогают детям переключиться с одной деятельности на другую, отдохнуть.

Коррекционные технологии (игры с песком, элементы арт-терапии, игротерапии, коммуникативные игры и др.) способствуют снижению психоэмоционального напряжения, коррекции различных нарушений в поведении, помогают в формировании и коррекции познавательных процессов и др.

Здоровьесберегающие технологии применяются не только в работе с детьми, но и с педагогами и родителями (законными представителями), что позволяет повысить результативность образовательного процесса, сформировать у значимых взрослых ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Социально-психологические тренинги

(Программа                         И.А. Пазухиной «Давай познакомимся»)

Данная технология направлена на сплочение детского коллектива, развитие и коррекции эмоционально-волевой сферы, обучение бесконфликтному общению. Группы детей формировались по итогам диагностики эмоциональной сферы.

Занятия в данных группах посещают дети, имеющие такие проблемы в эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, страхи, агрессия, заниженная самооценка.

По завершению программы (третий год посещения занятий – дети подготовительной группы) проведено анкетирование родителей, а также проективная методика «Крокодил», согласно которым работа по данной программе показала свою высокую эффективность.

 

Арт-терапия (сказкотерапия)

Данная технология способствует интеграции личности ребенка в коллектив, развитие его творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

 

В рамках проектной деятельности (программа Развитие), реализуемой в Учреждении на 2022-2025гг., воспитатели всех возрастных групп под руководством педагога-психолога проводят с детьми занятия, включающие элементы сказкотерапии (игры, занятия, чтение, инсценировка, театрализация) в соответствии с календарным планом Программы.