Черных Людмила Викторовна

2.1. Организация детских видов деятельности на основе современных технологий, методов, программ, методик

Таблица № 2. Организация детских видов деятельности на основе современных технологий, методов, программ и методик

Название технологий, методов, программ и методик

Обоснование выбора технологий, методов, программ и методик

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая  программа социально-педагогической направленности "Очумелые ручки"

Информация о кружке на официальном сайте детского сада

Здоровьесберегающие технологии:

  • игровой самомассаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • динамические паузы;
  • хороводные игры;
  • подвижные игры;
  • физминутки;
  • утренняя гимнастика;
  • спортивные игры;
  • физкультурные занятия.
Приоритетным направлением нашего дошкольного образовательного учреждения является физическое развитие детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми обеспечивает развитие личности, поддерживает индивидуальную неповторимость. Предоставляет свободу способов самореализации личности, а так же путь к самостоятельному творческому поиску.

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность стимулирует развитие интеллектуально- творческого потенциала дошкольника, через развитие и совершенствование исследовательских способностей.

Информационно-коммуникативные технологии

Информационно-коммуникативные технологии усиливают познавательный интерес дошкольников к окружающему миру, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

Развивающее проблемное обучение

Технологии проблемного обучения предлагают такую организацию учебно- воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников.

Игровые технологии

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Игры и игровые упражнения  обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Технологии проектной деятельности

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, воспитанников над определенной практической проблемой (темой).

Проект "От семечка до семечка"

Проект "Все профессии важны"

Проект "Друзья животные"

Технология портфолио дошкольника

Копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Дополнительная образовательная программа по приобщению детей подготовительной группы к Коми культуре и обучению Коми языку "Мы любим наш Коми край"

Программа по приобщению детей к культуре и обучению Коми языку, позволяет расширить знания детей о родном крае. Повышает статус родного языка и Республики Коми. Знакомит детей с истории родного города. 

Дополнительная образовательная программа по лепке из теста "Очумелые ручки"

 

Нельзя сегодня формировать чуткость, завтра — принципиальность, а послезавтра — иные качества личности. Нельзя, потому что мы воспитываем не отдельные черты, а личность в целом.

Даже в одной семье каждый ребенок обладает своим характером, своими привычками, своей индивидуальной неповторимостью.

Индивидуальность человека может раскрываться ярко, многогранно, и тогда говорят о яркой личности, а бывает, что человек никак себя не проявляет, и тогда возникает мнение, что он безликий, незаметный. А происходит это потому, что человек не смог достаточно понять себя, закомплексовал, вот он и воспринимается как безликий, лишенный индивидуальности. На самом же деле не может быть нормального человека без личности и индивидуальности. Весь вопрос заключается в том, как раскрыть и развить свою индивидуальность, найти и выразить себя!

Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок - "хлебосол".

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Методика обучения

По сравнению с пластилином соленое тесто имеет большое преимущество. Оно не пачкает руки, более пластично, его легко формовать. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскрашиваются фломастерами, красками и гуашью.

Изделия из соленого теста изготавливаются как плоскими, так и объемными, их легко можно приклеить к бумаге, ДСП, дискам и многим другим жёстким материалам, что позволяет создавать красивые композиции настенных панно. И что очень важно - соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Работа с солёным тестом доставляет детям огромное удовольствие, особенно изготовление украшений и подарков.

Существуют много вариантов тестопластики, которые можно предложить детям: сделать рамку для фотографии, украшения для новогодней елки, подсвечники с символами года, слепить подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню, поделки к праздникам и расписать их и т. д.

Изделия из соленого теста лучше раскрашивать гуашью, так как её цвета более стойкие и яркие. При завершении работы желательно покрыть изделие лаком - это защитит изделие от влаги и придаст ему блеск.

  Тесто для лепки готовить совсем не сложно. Необходимо смешать вместе две части муки, одну часть мелкой соли и части воды, вымесить тесто до готовности и можно творить! Хранить тесто можно в пакете или банке, в закрытом виде. Если тесто обветрилось, и на нем образовалась корочка, смазать его маслом и корочка легко удалиться.

   Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые (использую диски, футляры от дисков).. Лепят дети, сидя за обычными столами. В том случае если лепка связана с окраской красками, то занятие делю на две части: первая часть занятия - лепка предметов, а вторая часть - окраска их.

Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми при обучении техники «Тестопластики».

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети  не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.

Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому стараюсь так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово.

В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.

В-четвертых, учитывая психологические особенности дошкольников и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, стараюсь  для них подбирать более сложные изделия.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что я леплю вместе с детьми, они ориентируются на меня, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества  использую как можно чаще.

Презентация "Снегири из теста" 

Здоровьесберегающие технологии.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

  1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
  2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  3. Синхронизирует работу обеих рук. Помогает развивать способности детей, укреплению здоровья и являются одним из средств физического здоровья

Это - игровой самомассаж с использованием шариков Су-джок.

Пальчиковая гимнастика.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми


Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми обеспечивает развитие личности, поддерживает индивидуальную неповторимость. Предоставляет свободу способов самореализации личности, а так же путь к самостоятельному творческому поиску. На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, принятия, безопасности, поддержки. Я занимаю позицию рядом, а не над. Помогаю детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируюсь на зону ближайшего развития каждого ребёнка

  Таким образом, приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

Исследовательская деятельность

 

Знакомлю детей  с историей возникновения промысла. Рассматривая иллюстрации с изображением готовых поделок, мы узнали, что из соленого теста можно выполнить не только плоские украшения – это медальоны, подковы, венки, рамки, сложные композиции и панно, но и объемные фигурки – это разные фрукты и овощи, грибочки, вазы с цветами, а также  герои из сказок.

Знакомясь с рецептом приготовления теста,  дети узнали, что муки нужно брать в 2 раза больше, чем соли и воды, а обойный клей добавляют для того, чтобы придать тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Было интересно узнать, что соль используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. И если соли взять больше нормы, то тесто станет ломким и хрупким.

Для окрашивания теста используют пищевые красители, а для раскрашивания готовых изделий - водорастворимые краски (гуашь).

Методы исследования:

  • чтение художественной и познавательной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, картин, схем;
  • просмотр видеоматериалов;
  • беседа;
  • рассказ из личного опыта;
  • информация от взрослых;
  • опыты, эксперименты.

Результаты работы:

  • повышение знаний детей о тестопластике;
  • овладение детьми навыками изготовления плоскостных и объемных изделий из соленого теста;
  • воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

Информационно-коммуникативные технологии.

Использование информационных технологий обучения позволяет включить детей в активную внеурочную деятельность, направлять на развитие познавательных способностей, возможностей практического применения знаний, умений и навыков.

Благодаря применению информационно-коммуникативных технологий закладываются основы для успешной адаптации и самореализации ребенка в современном обществе. 

Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Работа с этой технологией дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из возрастных, психологических особенностей детей.

Для разработки мультимедийных презентаций использую не только накопленный дидактический материал, но и Интернет-ресурс (достаточно быстрый поиск необходимого материала).

Развивающее проблемное обучение

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, который сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и убедился, что обучение, построенное с учетом интересов учащихся, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Он считал, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, определяет или обнаруживает эти трудности и выдвигает гипотезу ее разрешения.

Типология проблемного обучения:

  1. Первый тип– дети я не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос;
  2. Второй тип – дети поставлены в новые условия решения задачи, а располагают лишь старыми знаниями;
  3. Третий тип – у детей возникают противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
  4. Четвертый тип – применим тогда, когда у детей возникает противоречие       между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у детей знаний его теоретического обоснования;
  5. Технологическая схема проблемного обучения;
  6. Внедрение проблемного метода на занятиях предполагает взаимодействие педагога и детей направленные на общий результат.

Игровые технологии

Игровой зачин используется не всегда, но эмоциональный настрой должен быть перед каждым занятием. Могу прочитать стихотворение, спеть песню, загадать загадку про тот предмет, который дети будут лепить. Обращаюсь к народным пословицам, поговоркам, образным. Особенностью деятельности детей дошкольного возраста является ее игровой характер. Он заключается в том, что, изображая отдельные предметы, дети включают их в игровую ситуацию, действуют с ними как с живыми. После того как дети слепят предмет, можно его обыграть. Создание игровых ситуаций помогает детям лучше понять образ, который они создают, а это очень важно, так как основная цель изобразительной деятельности — научить детей создавать выразительный образ.У детей формируется умение работать в коллективе, помогать друг другу. Ребенок может элементарно оценить работу товарища. Так как все действия осуществляются руками, то развивается мелкая моторика и координация, в совокупности благотворно влияющие на речь. В процессе лепки детям наиболее интересна сама трансформация, происходящая с тестом на глазах, это возможность создать игрушку самостоятельно, поэтому обычно подобные занятия, как и музыкальные занятия в детском саду, проходят легко и весело.

Технологии проектной деятельности.

Проектная технология позволяет объединить уже накопленный мною педагогический опыт по приобщению детей к творческой деятельности  через реализацию комплексного подхода, вовлекая в этот процесс детей, родителей.

 Кроме того, использование проектной технологии в работе с детьми   помогает мне    решать задачи духовно-нравственного развития, идти  от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Результатами моей педагогической деятельности  в использовании проектной технологии в работе с детьми стали:

-повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах приобщения к творческой  деятельности, традициям.

Технологии проектной деятельности

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, воспитанников над определенной практической проблемой (темой).

Массажные шарики

Презентация "Развитие мелкой моторики"

Презентация "Учимся играя"

 

Познавательно-творческий проект
«Домашние животные»
во второй младшей группе